Эпоха дворцовых переворотов: внутренняя политика и новое задание 20 в ЕГЭ по истории 2023 года

Что происходило после смерти Петра II? Верховный тайный совет (уже без Меншикова, тот сослан далеко и надолго в Березов) задумался о новой номинальной фигуре, которую следует посадить на трон, чтобы юридически все было законно. Давайте разбираться…

Нужно понимать, что править от имени ВТС было невозможно: восстание могла поднять гвардия, да и народ заволновался бы. Принято было решение сделать императрицей не дочку Петра I Елизавету, а дочь Ивана V (вспоминаем слабоумного брата Петра, умершего в 1696 году) Анну, жившую вдовой в Курляндии. Она жила бедно, не надеясь уже вернуться на родину. А тут вдруг ее приглашают занять престол – еще бы женщина отказалась! Но верховники придумали хитрый план, как ограничить власть будущего правителя: они написали для Анны Иоанновны «Кондиции» — условия ее царствования. Фактически, принимая их, императрица официально становилась номинальной фигурой, марионеткой в руках политической элиты.

Приехав в Россию, Анна вначале одобрила эти условия, но затем почувствовала поддержку простого дворянства и разорвала Кондиции, распустила Верховный тайный совет, отправила неугодных в ссылку и стала править независимо, захватив с собой из Курляндии не то любовника, не то друга – Бирона, ставшего фаворитом императрицы и фактически первым человеком в стране. Период правления Анны Иоанновны вошел в историю как «Бироновщина», что означало засилье немцев – их присутствие и оккупация всех высших и доходных постов в стране.

Чтобы заручиться еще большей поддержкой дворянства, Анна Иоанновна проводила продворянскую политику: ограничила срок службы 25 годами, открыла учебной заведение для дворянских детей – Шляхетский корпус, отменила петровский указ о единонаследии. Власть ее укрепилась.

Во внешней политике Анна вела успешную войну с Турцией (1735-1739), присоединила Азов (тот самый, который Петр потерял после Прутского похода), начала присоединение Казахстана (Младший жуз, всего их было 3).

В конце своей жизни Анна Иоанновна озаботилась проблемой выбора наследника: привезла из Германского княжества свою племянницу, тоже Анну, только Леопольдовну, и ее мужа. Уже в Петербурге у четы родился сын, назвали его Иваном. Этому младенцу предстояло занять престол после смерти своей двоюродной бабки. Так оно и произошло в 1740 году, однако правил младенец при регентстве своей матери очень недолго. В 1741 году уже засидевшаяся в девках Елизавета Петровну совершила очередной дворцовый переворот и взошла на престол, а маленький Иоанн Антонович был заточен в тюрьму, где и жил всю свою жизнь.

После восшествия на престол Елизавета объявила, что будет править как отец, то есть ее политика должны бы соответствовать политике Петра Великого. Давайте разберемся, так ли это было на самом деле.

Вначале о плюсах, чего удалось добиться Елизавете:

  1. Восстановила в полной мере статус Сената;
  2. Способствовала развитию экономики – отменила внутренние таможенные пошлины (сейчас звучит как дикость, но да, такое было, представьте),
  3. Открыла Дворянский банк, который должен был помогать крестьянам развивать свои хозяйства.

Но по сути последняя мера обернулась лишь еще одним шагом к расширению привилегий и возможностей дворян. Вспоминая Петра, скажем, что и он всячески развивал экономику страны, хотя и намного мощными мерами.

Очень успешно Елизавета Петровна проводила продворянскую политику:

  1. еще раз повторимся про Дворянский банк, чтобы не забыть (1754),
  2. закрепление только за дворянами права владеть землей и крепостными крестьянами (еще одна привилегия),
  3. в 1760 году императрица и вовсе разрешила помещикам ссылать своих крестьян в Сибирь (пока только ссылать, а не отправлять на каторгу).

Все жестче и суровее становилось крепостное право, все шире разрастались привилегии дворян. В принципе, Петр также стремился усилить крепостное право и укрепить дворянское сословие.

Важным шагом в развитии образования в России стало открытие всеми любимого Московского университета (1755). Фаворит Елизаветы И. Шувалов способствовал продвижению проекта Ломоносова о создании русского университета, где преподавание должно тоже вестись по-русски, и мечта стала реальностью. Правда примечательно, что университет открыли не в Питере, а в Москве. Но в то время этот город являлся второй столицей, а в Питере была Академия наук, при которой тоже было некое подобие университета.

Этот период, действительно, стал важным этапом в развитии Российской империи. Вместе с тем довольно сложно запомнить все факты, поэтому советуем выписать все даты и заучить их! И, конечно, не забывай практиковаться, мы предлагаем решить задание уже в формате новой демоверсии 2023 года, например,

20 задание:
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении дворянства в периоды правлений Петра I и Елизаветы Петровны по какому (-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Онлайн-школа ЕГЭLAND

НА СВЯЗИ ЕГЭLAND АКА ТВОЯ КАЙФОВАЯ ПОДГОТОВКА👇

72.000 учеников уже доверились нам, настала твоя очередь❤️

Обещаю, здесь не будет нудных уроков, скучных таблиц, онли годная движуха. Наша задача не только привести тебя к высоким баллам, но и сделать обучение ярким и незабываемым. 

Добавить комментарий

google-site-verification=9IE5px2AQdBIRG6SHU6J5U5C2YfiOkwNGzWayCUQ50s