В семнадцатом веке Россия становится крупнейшим православным государством. Согласно концепции выдвинутой в первой половине XVI века старцем Филофеем. Москва выдвигает притязания и хочет объединить все православные народы под своей властью. Но в середине XVII века некоторые обряды уже давно отличались от греческих, именно поэтому патриарх Никон провел церковную реформу.
Предпосылки к реформированию начали складываться еще в 1640е годы, когда появился кружок «Ревнителей древнего благочестия», членами которого стали царь Алексей Михайлович, архимандрит Никон, протопоп Иван Неронов, протопоп Аввакум и ряд других церковнослужителей. Кружок ставил перед собой две главные задачи:
- унификация всей системы церковных обрядов и богослужений (потому что за годы ручного переписывания церковных ошибок накопилось множество ошибок и расхождений);
- навести порядок и строгую дисциплину среди приходского духовенства (в котором, к сожалению, пьянство и разврат стали уже нормой).

Алексей Михайлович поддерживал идеи кружка и всячески помогал его участникам. Некоторые историки даже отмечают, что идея проведения церковной реформы могла принадлежать самому царю. Но прежде чем проводить реформу стоило определить источники для унификации церковных книг. И здесь среди членов кружка не было единства:
- Архимандрит Никон и его сторонники настаивали на приведении книг в соответствие с греческими оригиналами библейских и богослужебных книг, а также византийские церковные традиции и обряды;
- протопоп Аввакум и его сторонники выступали за древнерусский «богослужебный чин», который уже ранее был канонизирован на Стоглавом соборе 1551 года.
В апреле 1651 года скончался патриарх Иосиф и Алексей Михайлович после долгих уговоров назначает патриархом Никона. После чего проведение церковной реформы уже не откладывалось, потому что обряды и богослужебные книги следовало унифицировать для централизации Русского государства, тем более распространение книгопечатания позволяло привести все к единообразию.
В июле 1652 во все концы страны были направлены наставления, в которых содержались основные положения церковной реформы:
- двуперстие заменить троеперстием;
- земные поклоны заменить поясными;
- движение верующих в церкви не по солнцу, а против него;
- иное написание имени Христа: «Иисус» вместо «Исус»;
- все книги и иконы, написанные по старым образцам подлежали уничтожению.

В 1654 году на церковном соборе все изменения были утверждены и надлежало их исполнять. Изменения в богослужении ввели в замешательство многих церковнослужителей. Для верующих нововведения также были значительным отступлением от церковного канона. Рассмотрим же основные причины, по которым реформа Никона вызвала резкое неприятие части общества и церковников:
- укоренившееся в сознании народа традиционное мышление препятствовало принятию новшеств, которые предполагали реформы;
- Никона обвиняли в склонности к католицизму, поскольку использование троеперстия и двуперстия ассоциировалось со спором православия и католицизма о происхождении Святого Духа;
- реформы, проведенные Никоном, бросали вызов зарождающемуся национальному духу, потому что исправления были проведены по греческим образцам, хотя греки сами далеко отошли от истинного православия и можно было воспользоваться древнерусскими образцами;
- обострял конфликт нетерпимый к противоречиям характер Никона, так как однажды патриарх начал разбивать о каменный пол церкви старые иконы, что было болезненно воспринято окружающими.
Вот мы и разобрали один из процессов во внутренней политике середины XVII-го века, который может встретиться на экзамене.
Смотри, как может выглядеть задание 17 на ЕГЭ по истории:

Надеемся, инфа оказалось полезной — и вопросов про церковную реформу больше нет! Следи за материалами, мы приготовили для тебя много пользы, чтобы твой результат на ЕГЭ по истории не заставил себя ждать.
Обняли-приподняли ❤️