Ещё сомневаешься в выборе?

Оставь свой номер телефона,

наш менеджер свяжется с тобой и расскажет, как подготовиться на 80+ за 7 месяцев

    Оставь заявку и мы свяжемся с тобой в течение 15 минут



    или
    Дима Масленников Дима Масленников амбасадор ЕГЭLAND
    Блог о подготоке к ЕГЭ и ОГЭ

    ЕГЭ по русскому языку 2025: выразительные средства для задания 22

    ЕГЭ по любому языку требует двойственного подхода. С одной стороны ты должен зазубрить правила, которые...

    ЕГЭ по любому языку требует двойственного подхода. С одной стороны ты должен зазубрить правила, которые будут проверять на экзамене. С другой — значительная часть сложностей решается, когда ты начинаешь чувствовать язык.

    Задание 22 сочетает в себе оба аспекта. Ты должен знать все средства выразительности и понять, какое применяется в конкретном случае. Сейчас все про это узнаешь.

    Задание 22 на ЕГЭ по русскому языку

    Так это выглядит в бланке ЕГЭ. 5 предложений в виде строк из произведений и 9 средств выразительности. Главная сложность в том, что по остаточному принципу этот номер не проскочить, поэтому придется изучить немного теории, но это очень интересно.

    Теперь это отдельное задание, не связанное с текстом. За верное выполнение можно получить 2 первичных балла. 

    Языковые средства выразительности

    Точно узнать, какие выразительные средства проверяют в ЕГЭ можно в кодификаторе. Найти его можно на сайте ФИПИ.

    Вот список средств, которые тебе пригодятся.

    Главная страница - прикрепленная фотография номер 8 - EL

    1. Тропы

    Тропы — это слова или словосочетания, употребленные в переносном значении. Они делают речь более образной и выразительной. К основным тропам относятся:

    • Эпитет: образное определение, которое придает характеристику предмету (например, «светлая звезда»).
    • Сравнение: сопоставление двух объектов с использованием слов «как», «словно» (например, «Он быстр как ветер»).
    • Метафора: скрытое сравнение, основанное на переносе значений (например, «Время — река»).
    • Олицетворение: придание человеческих качеств неживым предметам (например, «Солнце улыбается»).
    • Метонимия: замена одного слова другим на основе смежности понятий (например, «читать Толстого» вместо «читать произведения Толстого»).
    • Гипербола: преувеличение для создания яркого образа (например, «Я ждал тебя целую вечность»).
    • Литота: преуменьшение (например, «Он не без таланта» в значении «Он талантлив»).
    • Оксюморон: совмещение несовместимого (например, “Живой труп”)
    • Перифраза: описательный оборот (например, “Страна свободы” — Америка)
    • Синекдоха: использование единственного числа в значении множественного (например, “Ликовал француз” из Лермонтова)
    • Фразеологизмы: устойчивые сочетания слов с переносным значением (например, «зарыть талант в землю»).
    • Синонимы и антонимы: слова с похожим или противоположным значением, которые помогают разнообразить речь (например, “Утром проснулся, ночью уснул.”)

    2. Синтаксические конструкции

    Или фигуры речи. Они строятся не вокруг слов, а вокруг их положения в тексте. К ним относятся:

    • Антитеза: противопоставление идей или образов (например, «Свет и тьма»).
    • Параллелизм: повторение одинаковых конструкций в соседних предложениях. (например, “Когда умирают кони — дышат,
      Когда умирают травы — сохнут,..”)
    • Инверсия: изменение обычного порядка слов для акцента (например, «Долго мы ждали тебя»).
    • Риторический вопрос: вопрос, не требующий ответа, который подчеркивает эмоциональное состояние автора (например, “И какой же русский не любит быстрой езды?”)
    • Эпифора: повтор конечных слов (например, “Моя победа ничего не стоила, мой труд ничего не стоил, мои усилия ничего не стоили, я сам уже ничего не стоил.”)
    • Анафора: повтор начальных слов (например,
      “Я — не люблю.
      Я — не боюсь.
      Я — не верю.”)
    • Градация — использование слов в порядке возрастания или убывания степени (например, “Было видно, что он не спортсмен. Он трусил, шел, перешагивал, полз, хромал.”)
    • Лексический повтор: повторение одного и того же слова для усиления выразительности (например, “Это мой отец хотел, чтобы я учился здесь. Это мой отец не давал мне спать, пока я не прочитаю английский текст без ошибок. Мой отец заставлял меня делать то, на что не решался сам.)
    • Многосоюзие. Пример — “И в лесу, и на поле, и на реке, и на горе — всюду весело!”
    • Бессоюзие. Пример — “Ночь, улица, фонарь, аптека”
    • Риторическое обращение — обращение, которое останется без ответа (например, “О Боже!)
    • Парцелляция: разделение сложного предложения на несколько простых, что помогает выделить каждую мысль (например, “Он пришел. Увидел её. Улыбнулся.”)

    4. Фонетические средства

    Фонетические средства помогают создать музыкальность и ритм текста:

    • Аллитерация: повторение одинаковых согласных звуков (например,
      «С Папалам имени видимо минимум даже самому синему в ум
      Не надо муму, сказали кому, не надо по минимуму.»).
    • Ассонанс: повторение одинаковых гласных звуков (например,
      Малиновая лада, малиновый закат
      Хотела на канары, а везут тебя за МКАД“)

    Алгоритм решения

    Для примера возьмем задание из тренировочного варианта.

    Внимательно прочитай предложения: Обрати внимание на образы и сравнения, которые использует автор.
    1. Внимательно прочитай предложения: Обрати внимание на образы и сравнения, которые использует автор. Подумай, какие чувства или идеи они передают. Сделай наметки.
    2. Определи средства выразительности по порядку. Начни с самого очевидного. Сейчас пойду просто по порядку, но для себя делай так, как удобно.

    В предложении А — метонимия, потому что  встаёт и поёт не зал, а люди, в зале.

    В предложении Б  — эпитет. Слова сами по себе грустить или радоваться не могут.

    В предложении В   — антитеза. Противопоставляются молиться и лаяться.

    В предложении Г   — вопросно-ответная форма изложения. здесь понятно интуитивно. Есть вопрос и есть ответ.

    В предложении Д  — метафора. Создается образ. Нельзя в прямом смысле взять что-то в бетон. 

    Поэтому ответ записываем: 52379

    1. Проверь свои ответы: Убедись, что ты правильно определил каждое средство выразительности и что они соответствуют предложениям. Попробуй подставить средства под другие предложения, если не подходит — значит все точно хорошо.

    Заключение

    22 задание в ЕГЭ по русскому языку требует отдельной подготовки. Больше на тему средств художественной выразительности в КИМе заданий нет. В подготовке к нему всего два шага:

    1. Изучить теорию
    2. Практиковаться 

    Не думай, что это задание непреодолимо и не бойся. 
    Если ты хочешь подготовиться к ЕГЭ на 80+ баллов с любого уровня, то всегда можешь обратиться за помощью к нам в ЕГЭLAND. За 7 лет работы мы подготовили больше 167 тысяч учеников и отправили их в топовые ВУЗы страны.

    Мы в тебя верим! ❤️


    Обратная связь

    Была ли эта статья тебе полезной?
    Всё ли было понятно? Оставляй обратную связь, мы это ценим

    Главная / Блог / ЕГЭ по русскому языку 2025: выразительные средства для задания 22

    Хочешь сдать экзамены на высокие баллы?

    Тогда заполняй все поля и жди сообщения от нашего менеджера из отдела заботы

      Оставь заявку и мы свяжемся с тобой в течение 15 минут



      подготовка к егэ подготовка к егэ подготовка к егэ