ЕГЭ по любому языку требует двойственного подхода. С одной стороны ты должен зазубрить правила, которые будут проверять на экзамене. С другой — значительная часть сложностей решается, когда ты начинаешь чувствовать язык.
Задание 22 сочетает в себе оба аспекта. Ты должен знать все средства выразительности и понять, какое применяется в конкретном случае. Сейчас все про это узнаешь.
Задание 22 на ЕГЭ по русскому языку
Так это выглядит в бланке ЕГЭ. 5 предложений в виде строк из произведений и 9 средств выразительности. Главная сложность в том, что по остаточному принципу этот номер не проскочить, поэтому придется изучить немного теории, но это очень интересно.
Теперь это отдельное задание, не связанное с текстом. За верное выполнение можно получить 2 первичных балла.
Языковые средства выразительности
Точно узнать, какие выразительные средства проверяют в ЕГЭ можно в кодификаторе. Найти его можно на сайте ФИПИ.
Вот список средств, которые тебе пригодятся.
1. Тропы
Тропы — это слова или словосочетания, употребленные в переносном значении. Они делают речь более образной и выразительной. К основным тропам относятся:
Эпитет: образное определение, которое придает характеристику предмету (например, «светлая звезда»).
Сравнение: сопоставление двух объектов с использованием слов «как», «словно» (например, «Он быстр как ветер»).
Метафора: скрытое сравнение, основанное на переносе значений (например, «Время — река»).
Олицетворение: придание человеческих качеств неживым предметам (например, «Солнце улыбается»).
Метонимия: замена одного слова другим на основе смежности понятий (например, «читать Толстого» вместо «читать произведения Толстого»).
Гипербола: преувеличение для создания яркого образа (например, «Я ждал тебя целую вечность»).
Литота: преуменьшение (например, «Он не без таланта» в значении «Он талантлив»).
Оксюморон: совмещение несовместимого (например, “Живой труп”)
Перифраза: описательный оборот (например, “Страна свободы” — Америка)
Синекдоха: использование единственного числа в значении множественного (например, “Ликовал француз” из Лермонтова)
Фразеологизмы: устойчивые сочетания слов с переносным значением (например, «зарыть талант в землю»).
Синонимы и антонимы: слова с похожим или противоположным значением, которые помогают разнообразить речь (например, “Утром проснулся, ночью уснул.”)
2. Синтаксические конструкции
Или фигуры речи. Они строятся не вокруг слов, а вокруг их положения в тексте. К ним относятся:
Антитеза: противопоставление идей или образов (например, «Свет и тьма»).
Параллелизм: повторение одинаковых конструкций в соседних предложениях. (например, “Когда умирают кони — дышат, Когда умирают травы — сохнут,..”)
Инверсия: изменение обычного порядка слов для акцента (например, «Долго мы ждали тебя»).
Риторический вопрос: вопрос, не требующий ответа, который подчеркивает эмоциональное состояние автора (например, “И какой же русский не любит быстрой езды?”)
Эпифора: повтор конечных слов (например, “Моя победа ничего не стоила, мой труд ничего не стоил, мои усилия ничего не стоили, я сам уже ничего не стоил.”)
Анафора: повтор начальных слов (например, “Я — не люблю. Я — не боюсь. Я — не верю.”)
Градация — использование слов в порядке возрастания или убывания степени (например, “Было видно, что он не спортсмен. Он трусил, шел, перешагивал, полз, хромал.”)
Лексический повтор: повторение одного и того же слова для усиления выразительности (например, “Это мой отец хотел, чтобы я учился здесь. Это мой отец не давал мне спать, пока я не прочитаю английский текст без ошибок. Мой отец заставлял меня делать то, на что не решался сам.)
Многосоюзие. Пример — “И в лесу, и на поле, и на реке, и на горе — всюду весело!”
Бессоюзие. Пример — “Ночь, улица, фонарь, аптека”
Риторическое обращение — обращение, которое останется без ответа (например, “О Боже!)
Парцелляция: разделение сложного предложения на несколько простых, что помогает выделить каждую мысль (например, “Он пришел. Увидел её. Улыбнулся.”)
4. Фонетические средства
Фонетические средства помогают создать музыкальность и ритм текста:
Аллитерация: повторение одинаковых согласных звуков (например, «С Папалам имени видимо минимум даже самому синему в ум Не надо муму, сказали кому, не надо по минимуму.»).
Ассонанс: повторение одинаковых гласных звуков (например, Малиновая лада, малиновый закат Хотела на канары, а везут тебя за МКАД“)
Алгоритм решения
Для примера возьмем задание из тренировочного варианта.
Внимательно прочитай предложения: Обрати внимание на образы и сравнения, которые использует автор. Подумай, какие чувства или идеи они передают. Сделай наметки.
Определи средства выразительности по порядку. Начни с самого очевидного. Сейчас пойду просто по порядку, но для себя делай так, как удобно.
В предложении А — метонимия, потому что встаёт и поёт не зал, а люди, в зале.
В предложении Б — эпитет. Слова сами по себе грустить или радоваться не могут.
В предложении В — антитеза. Противопоставляются молиться и лаяться.
В предложении Г — вопросно-ответная форма изложения. здесь понятно интуитивно. Есть вопрос и есть ответ.
В предложении Д — метафора. Создается образ. Нельзя в прямом смысле взять что-то в бетон.
Поэтому ответ записываем: 52379
Проверь свои ответы: Убедись, что ты правильно определил каждое средство выразительности и что они соответствуют предложениям. Попробуй подставить средства под другие предложения, если не подходит — значит все точно хорошо.
Заключение
22 задание в ЕГЭ по русскому языку требует отдельной подготовки. Больше на тему средств художественной выразительности в КИМе заданий нет. В подготовке к нему всего два шага:
Изучить теорию
Практиковаться
Не думай, что это задание непреодолимо и не бойся. Если ты хочешь подготовиться к ЕГЭ на 80+ баллов с любого уровня, то всегда можешь обратиться за помощью к нам в ЕГЭLAND. За 7 лет работы мы подготовили больше 167 тысяч учеников и отправили их в топовые ВУЗы страны.
Мы в тебя верим! ❤️
Обратная связь
Была ли эта статья тебе полезной? Всё ли было понятно? Оставляй обратную связь, мы это ценим