Обратная связь
Была ли эта статья тебе полезной?
Всё ли было понятно? Оставляй обратную связь, мы это ценим
Ох, Печорин — причина множества разбитых сердец. «Герой нашего времени», главным героем которого и является Григорий, одно из ключевых произведений для ЕГЭ по литературе. Давай разбираться!
Сначала определим род, жанр и литературное направление: эпос, роман, реализм. У Печорина есть черты романтического героя — он нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах, яркая личность, противопоставляемая обществу, но основное направление романа — это все-таки реализм.
Роман состоит из пяти независимых повестей, эпизодов из жизни, каждая из которых описывает жизнь и судьбу разных героев. У каждой главы свой автор-рассказчик. В первой это Максим Максимыч, во второй — путешествующий офицер и автор романа, последние три — это дневники самого Печорина. Сделано это, чтобы раскрыть характер героя с совершенно разных сторон. Узнать взгляд на поведение Печорина у представителей разных сословий. По мере изложения событий, как они поданы в романе, накапливаются дурные поступки Печорина, но все меньше ощущается его вина и все больше вырисовываются его достоинства и причины подобного поведения.
Первая повесть, «Бэла», рассказывает о пребывании Григория Печорина на Кавказе, где он встречает дочь горца по имени Бэла. Печорин влюбляется в «дикую черкешенку» и решается её похитить. Однако, когда ему удаётся добиться взаимности у девушки, герой понимает, что свежая красота и чувства Бэлы не пробудила в нем сильную, настоящую любовь.
Во второй главе, «Максим Максимыч», повествование ведётся от имени путешественника-рассказчика. В этой повести читатель получает подробный портрет главного героя. Однако обрати внимание на то, что этот портрет составлен представителем интеллигенции, который смотрит на всё через призму «байоринзма». Именно поэтому глаза Печорина, которые «не смеялись, когда он смеялся» были «признаком злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Люди того времени искали контрасты, подтекст. И сам повествователь признаётся, что мнение относительно Печорина основано лишь на его наблюдениях.
Однако вместе с этим читатель узнаёт много фактов о Григории. Например, рассказчик, описывая внешность Печорина, говорит про статность и стройность его фигуры, про его аристократичные манеры, выраженные в деталях внешности: «ослепительно чистое белье», «маленькая аристократическая рука», «бледный, благородный лоб».
Перейдём к его дневниковым записям. И давай попробуем восстановить хронологию. Глава первая дневника — «Тамань». Григорий описал свою встречу с контрабандистами и таинственной девушкой-ундиной, которая привлекла его внимание своим эксцентричным поведением. Она попыталась утопить его, чтобы скрыть свою связь с нелегальными делами ее возлюбленного Янко.
В главе второй «Княжна Мери» действие разворачивается в Пятигорске, где Григорий встречает своего знакомого — юнкера Грушницкого. . Григорий также встречается с Верой, которая, несмотря на свой брак, возобновляет связь с ним. В это же время Печорин начинает манипулировать возлюбленного Грушницкого — Мери. Это приводит к дуэли с Грушницким: Печорин заранее знал, что Грушницкий хотел подставить его и дать незаряженный пистолет. На дуэли главный герой заменить пистолет и убивает «друга».
Третья и последняя глава журнала называется «Фаталист». Григорий знакомится с поручиком Вуличем, который не верит в то, что все предопределено судьбой. Он пытается совершить самоубийство, но пистолет дает осечку. Но Печорин все равно видит «печать смерти» на его лице. Он был прав: ночью пьяный казак зарубил Вулича шашкой. Злодея нужно было задержать и Григорий был единственным, кто решился зайти к нему в хижину и испытать судьбу: он остался жив, отделался лишь легким ранением.
Анализируя произведение, следует обратить внимание на его темы и идею. Главная тема «Героя нашего времени» — лишние люди. Лермонтов поднимает проблему молодого дворянского поколения, лишенного забот, но уставшего от жизни. Идея романа заключается в том, чтобы показать, что «герои нашего времени» не возникают просто так, они — следствие социальных и политических проблем общества. Они не видят достойного применения своих знаний, навыков и умений, они не нужны своей стране.
Была ли эта статья тебе полезной?
Всё ли было понятно? Оставляй обратную связь, мы это ценим
Обязательно заполните все поля, иначе мы не сможем точно подобрать подготовку
Обязательно заполните все поля, иначе мы не сможем точно подобрать подготовку
Напиши любой вопрос про подготовку,
и оставь свой номер, чтобы мы могли
с тобой связаться, а мы на него ответим, и поможем.
Это бесплатно